[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Kedr, X-ray  
Форум » Общий раздел » Наши астроблоги » Восприятие реальности (Понимание посредством внимательного наблюдения)
Восприятие реальности
X-rayДата: Понедельник, 01.04.2013, 16:57 | Сообщение # 166
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (о необходимом и роскоши)

Вопрос: Какая польза в образовании, если, получив его, мы подвергаемся разрушению со стороны роско ши современного мира?
Кришнамурти: Боюсь, вы употребляете не те слова. Разве человек не должен иметь известное количество удобств? Когда он сидит спокойно в комнате, неплохо, если эта комната будет чистой и опрятной, хотя в ней может при достаточных размерах и хороших пропорциях вовсе не быть мебели, а только циновка на полу; если в ней имеется картина, она должна изображать что-то красивое, а если есть еще и цветок в вазе, он должен как бы передавать дух того человека, который его туда поместил. Человеку необходимы также хорошая пища и спокойное место для сна. Все это составляет часть тех удобств, которые предлагает современный мир; и разве такие удобства разрушают так называемого образованного человека? Или, наоборот, так называемый образо ванный человек вследствие своего честолюбия и алчности разрушает обычные удобства, нужные обычным людям? В процветающих странах современное образование делает людей все более и более материалистич ными, а поэтому появляется роскошь в разных формах, которая извращает и разрушает ум; и в бедных странах, подобно Индии, образование не поощряет вас к созданию культуры радикально нового вида, оно не способст вует тому, чтобы вы стали революционерами. Я объяснил, что я понимаю под революционером - это не бомбометатель, не убийца, ибо такие люди не является революционерами; истинный революционер - человек, сво бодный от всех побуждений, от идеологии и уз общества, которое представляет собой выражение коллектив ной воли множества; и ваше образование не помогает вам становиться революционером такого типа. Наоборот, оно учит вас приспосабливаться к тому, что уже существует, или просто реформировать его.
Поэтому вас разрушает ваше так называемое образование, а не та якобы роскошь, которую обеспечивает современный мир. Почему бы вам не иметь автомобиля и хороших дорог? Но, видите ли, вся современная техника, все изобретения используются или для войны, или просто для развлечения, как средство бегства от самого себя, так что ум теряется в технических мелочах. Современное образование стало средством культиви рования мелочей бытовой техники, то есть машин, которые помогают вам готовить пищу, стирать, гладить, вычислять и заниматься разными другими нужными делами, так чтобы вам не приходилось беспокоиться о них все время. И вам нужно пользоваться этими приспособлениями, но не для того, чтобы потерять себя в них, а для того, чтобы освободить свой ум и дать ему возможность заняться чем-то совершенно иным.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Вторник, 02.04.2013, 10:26 | Сообщение # 167
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (медитация и истина)

Вопрос: Кажется, даже во время медитации человек не в состоянии узнать, что является истинным; поэтому скажите нам, пожалуйста, что истинно?
Кришнамурти: Давайте на мгновение оставим вопрос о том, что истинно, и сначала посмотрим, что такое медитация. Для меня медитация есть нечто совершенно отличное от того, чему вас научили ваши книги и ваши гуру. Медитация есть процесс понимания вашего собственного ума. Если вы не понимаете собственного мыш ления, то есть не обладаете самосознанием, что бы вы ни думали, - все это будет иметь очень небольшой смысл. Без основы самопознания мышление ведет ко злу. Каждая мысль имеет свое значение; и если ум не способен видеть значение не одной или двух мыслей, но каждой своей мысли, когда она возникает, тогда простое сосредоточение на какой-то особой идее, на образе или фразе, - что обычно называют медитацией, есть форма самогипноза.
И потому, когда вы спокойно сидите, разговариваете или играете, осознаете ли вы значение каждой мысли, каждой реакции, которую вам случалось проявить? Попробуйте это, и вы увидите, как трудно осознавать каж дое движение вашего собственного мышления, потому что мысли громоздятся в уме с такой быстротой, как будто они прыгают одна на голову другой. Но если вы хотите проверить каждую мысль, по-настоящему жела ете видеть ее содержание, тогда вы обнаружите, что ваши мысли замедляют свой ход, и вам можно наблюдать за ними. Это замедление мышления и проверка каждой мысли и есть процесс медитации; и если вы углубитесь в нее, вы обнаружите, что, осознавая каждую мысль, ваш ум, который сейчас представляет собой обширное скопище беспокойных мыслей, где все они сражаются друг против друга, - этот ум становится очень тихим, совершенно спокойным. Тогда нет ни побуждений, ни принуждений, ни страха в какой бы то ни было форме; и в этой тишине проявляется то, что истинно. Нет "вас", переживающего истину; а когда ум тих, истина легче входит в него. В тот же момент, когда существуете "вы", существует и носитель переживания, а он является всего лишь результатом мысли и без мыслителя не имеет основы.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Вторник, 02.04.2013, 10:39 | Сообщение # 168
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (ошибки и сознательность)

Вопрос: Если мы делаем какую-то ошибку, и нам указывают на нее, почему мы все-таки снова ее повторя ем?
Кришнамурти: А что думаете вы сами? Почему вы рвете цветы и вертите их в руках, сбиваете палками растения, портите мебель, разбрасываете бумажки, хотя, я уверен, вам двадцать раз говорили, что этого делать не следует? Послушайте внимательно, и вы поймете. Когда вы делаете такие вещи, вы ведь находитесь в со стоянии бездумья, не правда ли? Вы не осознаете себя, вы не думаете, ваш ум погружен в сон, и вот вы совер шаете явно глупые поступки. Пока вы не вполне сознательны, пока вы не вполне "там", нет никакого смысла просто говорить вам, чтобы вы чего-то не делали. Но если воспитатель сможет помочь вам быть вдумчивыми, иметь настоящее осознание, с удовольствием наблюдать деревья, птиц, реку, необычайное богатство земли, тогда достаточно будет одного намека, потому что вы окажетесь чувствительными, чуткими по отношению ко всему, что находится вокруг и внутри вас.
К несчастью, ваша чувствительность разрушается, потому что с самого момента рождения и до смерти вам продолжают твердить, чтобы вы делали одно и не делали другого. Родители, учителя, общество, религия, священнослужители, равно как и ваши собственные честолюбивые замыслы, ваша жадность, ваша зависть, все они говорят вам "делай" или "не делай". Для того, чтобы оставаться свободными от всех этих "делай" и "не делай" и все же быть чувствительными, так что вы самопроизвольно будете добрыми, не станете причинять боль другим людям, не будете разбрасывать бумажки, не пройдете мимо камня на дороге, не отбросив его в сторону, - для всего этого требуется большая вдумчивость. И цель образования и воспитания, несомненно, заключается не в том, чтобы просто дать вам возможность писать несколько букв после своего имени, а в том, чтобы разбудить в вас этот дух вдумчивости, благодаря чему вы станете чувствительными, подвижными, бди тельными, добрыми.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Вторник, 02.04.2013, 10:41 | Сообщение # 169
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (о жизни и счастье)

Вопрос: Что такое жизнь, и как можем мы быть счастливыми?
Кришнамурти: Очень хороший вопрос для маленького мальчика! Что такое жизнь? Если вы спросите об этом бизнесмена, он скажет вам, что жизнь - это торговля, возможность делать деньги, потому что в этом заключена вся его жизнь с утра и до вечера. Честолюбивый человек скажет, что жизнь есть борьба за то, чтобы достигнуть, осуществить нечто. Для человека, добивающегося положения и власти, для главы какой-нибудь организации или целой страны жизнь наполнена его собственной деятельностью. А для пахаря, особенно в этой стране, жизнь будет бесконечным трудом без единого дня отдыха, грязью, нищетой, полуголодным существованием.
Так вот, может ли человек быть счастливым среди всей этой борьбы, усилий, голода и нищеты? Очевидно, нет. Что же тогда он делает? Он не высказывает сомнений, не спрашивает о том, что такое жизнь, а философ ствует о счастье. Эксплуатируя других, он говорит о братстве. Он изобретает высшее "я", некую сверхдушу, нечто такое, что в конце концов должно сделать его вечно счастливым. Но счастье не появляется, когда вы ищете; это побочное явление; оно появляется лишь тогда, когда существует доброта, любовь, когда нет често любия, когда ум спокойно ищет то, что истинно.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Вторник, 02.04.2013, 10:43 | Сообщение # 170
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (борьба и бытие)

Вопрос: Почему мы деремся друг с другом?
Кришнамурти: Я думаю, этот вопрос задают и пожилые люди, не правда ли? Почему мы деремся? Аме рика выступает против России, Китай - против Запада. Почему? Почему мы говорим о мире и готовимся к войне? Я думаю, потому что большинство из нас любит состязаться, сражаться; это очевидный факт, иначе мы прекратили бы всякую борьбу. В столкновении существует повышенное ощущение жизни, это тоже факт. Мы считаем, что борьба в любой форме необходима, чтобы мы остались живыми; но вот вы видите, что жизнь такого рода весьма разрушительна. Есть иной образ жизни, лишенный борьбы. Это похоже на жизнь лилии, на жизнь любого цветка, когда он растет; он не борется, он есть. Бытие любой вещи и есть ее добродетель. Но этому нас совсем не учили. Нас обучали тому, чтобы мы соревновались, дрались, были солдатами, юристами, полицейскими, профессорами, руководителями, бизнесменами, - и все хотят ехать верхом, все мы желаем успеха. Существует много и таких людей, которые внешне претендуют на смирение; но счастливы лишь те, кто обладает подлинным внутренним смирением; и вот они не сражаются с другими людьми.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Вторник, 02.04.2013, 10:44 | Сообщение # 171
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (зло и самопознание)

Вопрос: Почему ум злоупотребляет людьми, а также самим собой?
Кришнамурти: Что вы понимаете под злоупотреблением? Ум, который честолюбив, жаден, завистлив, ум, обремененный верой и традициями, безжалостный, эксплуатирующий людей, - такой ум в своем действии, очевидно, порождает зло и создает общество, насыщенное конфликтами. Пока ум не поймет самого себя, его действие неизбежно будет разрушительным; пока ум не обладает самопознанием, он обязательно порождает вражду. Вот почему так важно, чтобы вы пришли к познанию себя, а не просто научились чему-то по книгам.
Ни одна книга не в состоянии научить вас самопознанию; книга может дать вам сведения о самопознании; но это не то же самое, что узнать себя в действии. Когда ум видит себя в зеркале взаимоотношений, из этого восприятия приходит самопознание; и без самопознания мы не можем разобраться в этой путанице, в этих ужасных несчастьях, которые мы создали в мире.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Среда, 03.04.2013, 10:40 | Сообщение # 172
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (успех и разум)

Вопрос: Я хочу сделать одну вещь; и вот, хотя я много раз пытался осуществить мой замысел, мне не удалось этого сделать. Следует ли мне отказаться от своих страданий, или я должен быть упорным в усилиях?
Кришнамурти: Добиться успеха значит прийти куда-то, прибыть; а ведь мы поклоняемся успеху, не так ли? Когда бедный юноша, подрастая, становится мультимиллионером, когда заурядный студент делается премьер-министром, им аплодируют, им придают большое значение; так что любой юноша, любая девушка хотят так или иначе добиться успеха.
Но существует ли вообще такая вещь, как успех, или это лишь идея, за которой гонится человек? Ибо в тот момент, когда вы чего-то достигли, всегда существует какой-то пункт, которого вам еще нужно достичь. И до тех пот, пока вы устремляетесь в погоню за успехом в любом направлении, вы неизбежно находитесь в борьбе, в конфликте. Разве это не так? Даже когда вы достигли своего, вам нет покоя, потому что вы желаете двигаться еще выше, иметь больше. Понимаете? Погоня за успехом есть желание "большего", и ум, постоянно требующий "большего" - это не глубокий ум; наоборот, он является посредственным, глупым, ибо его требование "большего" предполагает постоянную борьбу и он пользуется понятиями, которые соответствуют стандарту, установленному обществом.
В конце концов, что такое довольство и что такое недовольство? Недовольство есть стремление к "большему", а довольство представляет собой прекращение этой борьбы; но вы не можете прийти к довольству без понимания всего процесса "больше" и того, почему ум требует "большего".
Если вы, например, провалились на экзаменах, вам приходится сдавать их заново, не правда ли? Во всяком случае, экзамены - наиболее неудачное обстоятельство, потому что они не показывают ничего существенного, не раскрывают истинного содержания вашего интеллекта. Сдача экзаменов в большинстве случаев представ ляет собой просто трюк памяти: результат может быть просто делом случая; но вы стремитесь сдать свои экзамены, и если вам это не удается, вы продолжаете совершать усилия. Для большинства из нас тот же самый процесс имеет место в повседневной жизни. Мы боремся, стремимся к чему-либо - и никогда не останавлива емся, хотя бы для того, чтобы проверить, стоит ли цель нашей борьбы. Мы ни разу не задали себе вопрос, заслуживает ли само дело усилия, поэтому мы все еще не открыли того обстоятельства, что оно не имеет смысла, мы не сопротивляемся мнению родителей, общества, всех учителей и гуру. Только тогда, когда мы поняли все значение "большего", - только тогда мы перестаем мыслить в понятиях неудачи и успеха.
Видите ли, мы так боимся неудачи, боимся ошибиться не только на экзаменах, но и в жизни. Ошибка считается чем-то ужасным, потому что мы подвергаемся критике, нас будут порицать. Но, в конце-концов, почему вы не должны делать ошибок? И разве не ошибаются все люди в мире? Разве мир перестает находиться в этой ужасной путанице, если вы никогда не будете ошибаться? Если вы будете опасаться ошибки, вы никогда не научитесь. Пожилые люди все время ошибаются, но они не хотят, чтобы вы делали ошибки - и этим заглу шают вашу инициативу. Почему? Потому что они боятся, что наблюдая и подвергая все сомнению, вы сможете самостоятельно что-то найти и порвать с авторитетом родителей, общества, традиций. Вот почему для вас придерживают идеал успеха, которому вы должны следовать; и обратите внимание на то, что успех всегда выражен в понятиях респектабельности. Даже святой в области так называемых духовных достижений дол жен стать респектабельным, иначе он не получит признания, не будет иметь последователей.
Поэтому мы всегда мыслим в понятиях успеха, в понятиях "большего", а это "большее" получает оценку у респектабельного общества. Иными словами, общество очень тщательно установило некоторый образец, согласно которому оно объявляет ваши действия успешными или неудачными. Но если вы любите что-то де лать всем своим существом, тогда вы не боитесь неудачи, тогда вас не беспокоит успех. Ни одного разумного человека этот вопрос не волнует; но, к несчастью, разумных людей очень немного, а вам всего этого никто не говорит. Вся забота разумного человека состоит в том, чтобы видеть факты и понимать проблему - а это не значит мыслить в понятиях успеха или неудачи. Только тогда, когда нам не нравится по-настоящему то, что мы делаем, - только тогда мы мыслим в этих понятиях.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Среда, 03.04.2013, 10:56 | Сообщение # 173
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (свобода от силы слов)

Вопрос: Почему мы в основе своей так эгоистичны? Мы можем стараться изо всех сил не показывать эгоизма в своем поведении, но когда затронуты наши интересы, мы становимся поглощенными собой и безу частными к интересам других людей.
Кришнамурти: Я думаю, очень важно никого не называть ни эгоистом, ни человеком, лишенным эгоизма, потому, что слова оказывают на ум необычайное влияние. Назовите человека эгоистом, и он обречен; назовите профессором, и в вашем отношении к нему что-то изменится; назовите его махатмой, и сейчас же вокруг него появится сияние. Проследите за своими реакциями, и вы увидите, что такие слова, как "юрист", "бизнесмен", "губернатор", "слуга", "любовь", "Бог" обладают странным воздействием на ваши нервы, равно как и на ваш ум. Слово, определяющее какую-то особую функцию, вызывают чувство положения; поэтому прежде всего необходимо освободиться от этой бессознательной привычки связывать некоторые чувства с определенными словами, не правда ли? Ваш ум в силу обусловленности думает, что понятие "эгоистичный" представляет собой нечто очень дурное, не-духовное; и в тот момент, когда мы применяем такой термин по отношению к чему-то, ваш ум осуждает данное явление. И потому, когда мы задаем этот Вопрос: "Почему мы в основе своей эгоистичны?", в нем уже имеется осуждение.
Очень важно осознавать, что некоторые слова вызывают в вас нервную, эмоциональную или интеллекту альную реакцию одобрения или осуждения. Например, когда вы называете себя ревнивым, вы уже сразу пре пятствуете проникновению во всю проблему ревности. Точно так же есть субъекты, которые утверждают, что трудятся для всеобщего братства, - и вот хотя все их поступки противоречат братству, люди не видят этого факта, поскольку слово "братство" имеет для них особое значение, и они убеждены уже одним этим словом.
Люди прекращают всякое дальнейшее исследование - и поэтому никогда не выясняют, в чем состоит факт независимо от тех неврологических или эмоциональных реакций, которые вызывает данное слово.
Поэтому прежде всего необходимо произвести опыт и установить, можете ли вы смотреть на факты без осуждающего или похвального смысла, связанного с некоторыми словами. Если вы можете смотреть на факты без чувства осуждения или одобрения, вы найдете, что в самом процессе рассматривания имеет место раство рение всех преград, которые ум воздвиг между собой и фактами.
Понаблюдайте только за тем, как вы подходите к человеку, которого люди называют великим. Слова "вели кий человек" уже повисли на вас; к тому же газеты, книги, последователи - все говорят, что этот человек велик, и ваш ум согласен с этим. Или же вы становитесь на противоположную точку зрения и говорите: "Как это глупо; этот человек не велик!" В то время как если бы вы сумели отделить свой ум от всяческих влияний и просто взглянуть на факты, тогда вы нашли бы, что ваш оказался совсем иным. Подобным же образом слова "деревенский житель" ассоциируются с нищетой, грязью, запущенностью и так далее - и влияют на ваше мышление. Но когда ум освободится от влияний, когда он не осуждает и не одобряет, а просто смотрит, наблю дает, тогда он не поглощен собой - и тогда не существует более проблемы эгоизма, старающегося не быть эгоистичным.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Среда, 03.04.2013, 11:06 | Сообщение # 174
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (о любви и ее отсутствии)

Вопрос: Почему происходит так, что от рождения до смерти отдельный человек всегда хочет, чтобы его любили; а когда он не получает этой любви, он не бывает таким спокойным и полным уверенности, как его сотоварищи?
Кришнамурти: А вы разве думаете, что его сотоварищи действительно полны уверенности? Возможно, они хвалятся этим, делают вид; но вы обнаружите, что за внешним видом уверенности люди в большинстве своем пусты, тусклы, посредственны; они совсем не обладают подлинной уверенностью. И почему же мы хотим, чтобы нас любили? Разве вы не хотите, чтобы вас любили учителя, родители, друзья? А если вы уже взрослый человек, вам хочется, чтобы вас любили жена или муж, дети или ваш гуру. Почему же существует это вечное желание быть любимым? Внимательно послушайте. Вы хотите быть любимыми потому, что сами не любите; а в тот момент, когда вы любите, этому желанию приходит конец; тогда вы больше не стараетесь выяснить, любит вас кто-то или нет. Пока вы не требуете любви к себе, внутри вас нет любви; и если вы не чувствуете любви, вы безобразны, грубы; так за что же вас любить? Без любви вы - мертвая вещь; и когда мертвая вещь просит, чтобы ее любили, она все еще мертва; тогда как если ваше сердце полно любви, вы никогда не протягиваете свою чашу для подаяния кому-то другому, чтобы тот ее наполнил. Только пустой человек просит, чтобы его наполнили; и пустое сердце никогда нельзя наполнить - ни беготней за гуру, ни исканиями любви при помощи сотни других способов.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Среда, 03.04.2013, 11:27 | Сообщение # 175
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (пустота и воровство, образование и смысл жизни)

Вопрос: Почему взрослые воруют?
Кришнамурти: Разве вы никогда не воруете? Разве вам не известны случаи, когда малыш что-то крадет у другого малыша? Совершенно то же самое происходит во всей жизни независимо от того, молоды мы или стары; только пожилые люди делают это хитрее, со множеством красиво звучащих слов; им хочется богатства, власти, положения, и они смотрят на все сквозь пальцы, хитрят, философствуют, лишь бы получить все это.
Они воруют; но такое воровство не называется воровством, ему дают какое-либо благоприличное наименова ние. И почему мы крадем? Прежде всего потому, что общество, как оно сейчас устроено, лишает многих людей всего необходимого для жизни; некоторые классы населения не имеют достаточно пищи, одежды, жилья, и потому им приходится как-то выходить из этого положения. Есть и такие люди, которые воруют не из за недостатка пропитания, а потому, что являются так называемыми антиобщественными элементами: для них воровство стало игрой, формой возбуждения, - и это значит, что они не были правильно образованы и воспи таны. Настоящее образование - это понимание смысла жизни, а не просто натаскивание к сдаче экзаменов.
Существует также воровство на высшем уровне, воровство чужих идей, знания. Когда мы стремимся получить "еще" в любой форме, мы, очевидно, воруем. Почему же происходит так, что мы всегда требуем, просим, нуждаемся, воруем? Потому что внутри нас ничего нет; психологически мы похожи на пустой барабан. Будучи пусты, мы стараемся наполнить себя не только при помощи воровства вещей, но и при помощи подражания другим. Подражание есть тоже вид воровства: вы - ничто, но он является кем-то; поэтому и вы, копируя его, собираетесь получить часть его славы. Это разложение проходит через всю жизнь человека, и от него свобод ны очень немногие. Поэтому важно установить, можно ли когда-либо наполнить чем-то эту внутреннюю пус тоту. Пока ум стремится наполнить себя, он всегда будет пустым. Когда же ум более не занят заполнением собственной пустоты, - тогда только эта пустота перестанет существовать.
Знаете, как это прекрасно - просто сидеть спокойно, выпрямившись, с достоинством, с правильной осан кой, - и это так же важно, как смотреть на эти лишенные листьев деревья. Заметили вы, как они прекрасны на голубом фоне утреннего неба? Обнаженные ветви дерева открывают его красоту; деревья обладают присущей им необычайной красотой также и весной, и летом, и осенью. Их красота меняется вместе с временем года, и обращать на нее внимание столь же существенно важно, как и рассматривать пути нашей собственной жизни.
Где бы мы ни жили - в России, в Америке, в Индии, - все мы остаемся людьми; и, как люди, мы имеем общие проблемы; поэтому абсурдно думать о себе, как об индийцах, американцах, русских, китайцах и так далее. Существуют политические, географические, расовые и экономические разделения, однако их подчер кивание лишь порождает антагонизм и ненависть. В данный момент американцы, возможно, обладают гораздо большим процветанием, то-есть большим количеством бытовой техники, радиоприемников, телевизоров, у них наблюдается изобилие во всем, включая избыток продуктов питания, тогда как в этой стране господствуют голод, грязь, перенаселенность и безработица. Но где бы мы ни жили, мы все - люди и в качестве таковых создаем свои собственные человеческие проблемы; очень важно, чтобы мы поняли, как создаем между собой ненужные преграды, когда считаем себя индийцами, американцами или англичанами, белыми, коричневыми или черными.
Одна из главнейших наших проблем состоит в том, что во всем мире современное образование ставит своей целью сделать из нас просто техников. Мы учимся тому, как проектировать реактивные самолеты, как строить шоссейные дороги, выпускать автомашины или управлять самыми последними атомными подводны ми лодками, - и среди всей этой техники мы забываем, что сами являемся людьми; это значит, что мы заполня ем свои сердца продуктами ума. В Америке процесс автоматизации освобождает все большее и большее число людей от долгих часов работы; со временем то же произойдет и в этой стране; а тогда перед нами возникнет гигантская задача - как использовать свое время. Огромные фабрики, на которых сейчас заняты тысячи рабо чих, будут, вероятно, управляться немногими техниками; и что же тогда станет со всеми другими людьми, которые привыкли там работать и у которых окажется столько свободного времени? До тех пор, пока система образования не примет в расчет эту и другие человеческие проблемы, наша жизнь будет очень пустой.
И разве уже сейчас наша жизнь не является крайне пустой? Вы можете иметь высшее образование, иметь семью, быть хорошим, обеспеченным работником, очень умным человеком, обладающим большим объемом информации, можете знать всю современную литературу, - но до тех пор, пока вы заполняете свое сердце продуктами ума, ваша жизнь неизбежно окажется пустой, тусклой, уродливой, имеющей очень мало смысла.
Красота и смысл существуют в жизни только тогда, когда сердце очищается от того, что создано умом.
Видите ли, все это является нашей собственностью, индивидуальной проблемой; здесь перед нами совсем не какая-то вымышленная проблема, не имеющая к нам прямого отношения. Если, будучи людьми, мы не знаем, как заботиться о земле и ее созданиях, если мы не умеем любить своих детей и думаем только о себе, о своем личном или национальном продвижении или успехе, мы сделаем наш мир отвратительным, - и вот имен но это мы уже делаем. Наша страна может быть очень богатой; но пока существует другая страна, где люди голодают, эти богатства будут отравлены ядом. Все мы составляем одно человечество, мы сообща населяем землю; и при любовном отношении к ней она даст нам всем пищу, одежду и кров.
Итак, функция образования - не только в том, чтобы подготовить вас для сдачи нескольких экзаменов, но и в том, чтобы помочь вам в понимании всей проблемы жизни в целом, куда включены вопросы пола, уменья зарабатывать на жизнь, смеха, инициативы, способности быть серьезным и глубоко размышлять. Нашей про блемой является и то, как выяснить, что такое Бог, потому что в этом заключено самое основание нашей жизни.
Дом не может стоять долго без прочного фундамента, и все хитрые изобретения ума не будут иметь смысла, пока мы не стремимся узнать, что такое Бог, что такое истина.
Учитель-воспитатель должен уметь оказать вам помощь в понимании этого вопроса, ибо искания истины необходимо начать в детстве, а не в возрасте шестидесяти лет, потому что в это время люди в большинстве своем уже оказываются изношенными, конченными. Вам необходимо начать, когда вы еще очень молоды, потому что в этом случае вы можете заложить правильное основание, и ваш дом выстоит все бури, которые люди создают для себя. Тогда вы сумеете жить счастливо, ибо ваше счастье не будет зависеть от чего бы то ни было - ни от сари, ни от украшений, ни от автомобиля или радиоприемника, ни от того, любит вас кто-то или отвергает. Вы бываете счастливы не потому, что чем-то обладаете, не потому, что имеете положение, богатство или ученость, а потому, что ваша жизнь имеет значение в самой себе. Но это ее значение будет открыто лишь тогда, когда вы отыскиваете реальность в течение каждого мгновенья, - и эта реальность находится во всем; ее нельзя найти где-то в церкви, в храме, в мечети, в каком-то ритуале.
Чтобы отыскать реальность, мы должны знать, как взяться за устранение той пыли, которая оседала на ней целыми столетиями; и поверьте мне, пожалуйста, такое искание реальности и есть подлинное образование.
Любой умный человек в состоянии читать книги и накапливать информацию, достичь высокого положения и эксплуатировать других; но это не образование. Изучение некоторых учебных предметов представляет собой лишь очень небольшую часть образования; но есть обширная область жизни, в которой мы совсем не образо ваны и к которой не умеем правильно подходить.
Выяснить, как следует подходить к жизни, чтобы наша повседневная рутина, наши радиоприемники, авто мобили и самолеты имели смысл лишь в отношении к чему-либо иному, что заключает в себе всю эту сторону жизни и выходит за ее пределы, - вот это и есть образование. Иными словами, образование должно начинаться с религии. Однако религия не имеет ничего общего со священнослужителями, с церковью, с догмой или верой.
Религия - это любовь без всякого мотива, это великодушие и доброта, ибо только тогда, когда они существуют, мы бываем подлинными людьми; но доброта, великодушие и любовь проявляются не иначе, как в искании реальности.
К несчастью, все это обширное поле жизни игнорируется нынешним так называемым образованием. Вы постоянно заняты книгами, которые значат так мало, заняты экзаменами, значение которых еще меньше. Они могут дать вам какую-то работу, и в этом есть известный смысл. Но скоро многие фабрики почти целиком будут управляться машинами, и вот почему мы должны сегодня начать приобретать такое образование, кото рое позволит нам правильно использовать свободное время - не в погоне за идеалами, а в том, чтобы открыть и понять необъятные просторы нашего существования, о которых мы ничего не знаем. Ум со своими хитрыми аргументами - это не все. Превыше ума находится нечто необъятное, неизмеримое, красота, которую ум не способен понять. Эта необъятность - обитель экстаза, славы; и жизнь в ней, переживание, переживание этого простора есть особый путь образования. Если вы не получите образования подобного рода, тогда, выходя в мир, вы только увековечите эту отвратительную суету, которую создали прошлые поколения. Поэтому, учите ля и учащиеся, пожалуйста, подумайте обо всем этом. Не жалуйтесь, а расправьте плечи и помогите создать такое учебное заведение, где будут изучать религию в истинном смысле слова, будут ее любить, разрабаты вать, жить в согласии с нею. Тогда вы обнаружите, что жизнь становится неслыханно богатой - гораздо богаче всех банков в мире.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Четверг, 04.04.2013, 09:58 | Сообщение # 176
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (тюрьма организованной религии)

Вопрос: Почему мои родители сердятся, когда я говорю им, что хочу перейти в другую религию?
Кришнамурти: Прежде всего, они привязаны к своей религии: они полагают, что самая лучшая, если не единственная религия в мире, поэтому они естественно хотят, чтобы и вы следовали ей. Далее, им хочется, чтобы вы сохранили связь с их особой манерой мышления, с их группой, расой, классом. Таковы некоторые из причин; дело также и в том, что если бы вы перешли в другую религию, вы оказались бы помехой, неприятно стью для семьи.
Но что происходит в том случае, если вы даже покидаете одну религию, чтобы следовать другой организо ванной религии? Видите ли, пока ум привязан к какой-то вере, он находится в тюрьме. Если вы родились индуистом и стали христианином, ваши родители могут рассердиться; но главное не в этом. То, что важно, это увидеть, что, когда вы вступаете в другую религию, вы только принимаете новый набор догм вместо старо го. Вы можете стать несколько более активным, немного измениться в ту или другую сторону; но вы все еще продолжаете оставаться внутри тюрьмы верований и догм.
Поэтому не меняйте религий: это будет означать лишь бунт внутри тюрьмы; пробейтесь же сквозь тюремные стены и найдите самостоятельно, что такое Бог, что такое истина. Вот это имеет смысл, и это даст вам колоссальную жизненность, энергию. А просто переходить из одной религии в другую, т.е. переходить из одной тюрьмы в другую - и пререкаться по поводу того, какая тюрьма лучше, - просто детская игра.
Чтобы разбить тюрьму веры требуется зрелый, вдумчивый ум, способный постичь природу самой тюрь мы; он не сравнивает одну тюрьму с другой. Понять нечто нельзя с помощью сравнения с чем-то другим.
Понимание не приходит благодаря сравнению, оно является только тогда, когда вы рассматриваете саму вещь.
Если вы рассмотрите природу организованной религии, вы увидите, что все религии в сущности своей одина ковы, будь то индуизм, буддизм, ислам, христианство или коммунизм - другая, самая последняя форма рели гии. В тот момент, когда вы понимаете сущность тюрьмы, - а это значит, увидеть все, что составляет веру, ритуалы, священнослужение, - вы никогда более не будете принадлежать ни к какой религии; потому, что только человек, свободный от веры, может открыть то, что превыше всякой веры, то, что не поддается измерению.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Суббота, 06.04.2013, 10:19 | Сообщение # 177
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (призвание)

Вопрос: Можно ли, сдерживая себя и не делая все, что хочется, все же найти путь к свободе?
Кришнамурти: Знаете, выяснить то, что мы действительно хотим делать, - одна из труднейших вещей не только в юности, но и в течение всей жизни. И если вы не установите самостоятельно, чего вы на самом деле хочется, что бы вы могли делать всем своим существом, вы кончите тем, что займетесь каким-то делом, кото рое не имеет для вас жизненного интереса; тогда ваша жизнь будет несчастной; а, будучи несчастным, вы станете искать развлечения в кино, в алкоголе, в чтении бесчисленных книг, в каких-либо социальных рефор мах и тому подобной деятельности.
И вот может ли воспитатель помочь вам выяснить, что вы хотели бы делать в течение всей жизни, незави симо от того, чего могут желать от вас родители и общество? Разве это не настоящий вопрос? Ибо если вы однажды откроете, что вы любите делать всем своим существом, тогда вы станете свободным человеком; тогда вы будете иметь способность, уверенность, инициативу. А если вы, не зная, что вам действительно нравится, станете юристом, политическим деятелем или кем-то другим, тогда для вас не будет счастья, потому что сама эта профессия окажется средством разрушения и вас, и других людей.
Вам необходимо самостоятельно выяснить, что именно вы любите делать. Не думайте об этом в понятиях выбора призвания, пригодного для общества, потому что таким образом вы никогда не откроете того, что вам нравится делать. Когда вы действительно любите что-то делать, проблемы выбора не существует. Когда вы любите, когда любовь действует, как хочет, действие бывает правильным, потому что любовь никогда не ищет успеха, никогда не захвачена подражанием; но если вы отдадите жизнь тому, чего не любите делать, вы никогда не будете свободным.
Однако делать просто то, что хочется, - это не значит делать любимое дело. Выяснение того, что вы дейст вительно любите делать, требует большой проницательности, прозрения. Не начинайте обдумывания в поня тиях заработка на жизнь - если вы откроете, в чем заключается ваше любимое дело, тогда у вас будут и средст ва к существованию.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Суббота, 06.04.2013, 10:24 | Сообщение # 178
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
*** (свобода от идеалов и страха)

Вопрос: Верно ли, что только чистые люди могут быть по-настоящему бесстрашными?
Кришнамурти: Не имейте идеалов чистоты, целомудрия, братства, ненасилия и всего прочего, потому что они лишены смысла. Не старайтесь быть храбрым, потому что это лишь реакция на страх. Для того, чтобы быть бесстрашным, требуется огромное прозрение, понимание всего процесса страха и его причин.
Видите ли, страх существует до тех пор, пока вы хотите быть в безопасности, - а вы стремитесь быть в безопасности в своем браке, в работе, в своем положении, в своих обязанностях; вы желаете безопасности в своих идеях, в своих верованиях, в своих взаимоотношениях с миром и с Богом. Движение ума устремлено к безопасности или удовлетворению в любой форме, на любом уровне; и поэтому существование страха неизбе жно. Что является важным - так это осознавать этот процесс и понимать его. Дело здесь совсем не в так назы ваемой чистоте. Ум, который подвижен, наблюдателен, свободен от страха, - это невинный ум; и только невин ный ум в состоянии понять реальность, истину, или Бога.
К несчастью, в этой стране, как и повсюду в мире, идеалы приобрели необыкновенную важность. Идеал представляет собой то, что должно быть: я должен обладать ненасилием, должен быть добрым и тому подоб ное. Идеал, то, что должно быть, всегда находится где-то далеко; поэтому его никогда нет. Идеалы - это про клятие, ибо они не дают вам мыслить прямо, просто и правильно, когда вы стоите перед фактами. Идеал, то, что должно быть, - это факт, которого вы боитесь: вам страшно того, что скажут ваши родители, что подумают люди, вы боитесь болезни, смерти; и если вы взглянете прямо на то, что есть, станете лицом к лицу с ним, углубитесь в него, даже если оно принесет вам горе, поймете его, - тогда вы обнаружите, что ваш ум становит ся необыкновенно простым и ясным; тогда в самой этой ясности страх прекращается. К сожалению, мы воспи таны на всех философских бессмыслицах идеалов, которые представляют собой лишь отсрочку; они не имеют совершенно никакой действенности.
Вот, например, у нас есть идеал ненасилия; но разве вы свободны от насилия? Так почему же не стать лицом к лицу со своим насилием, почему не посмотреть на то, что вы такое? Если вы будете наблюдать свою собственную жадность, свое честолюбие, свои удовольствия и развлечения, - и начнете все это понимать, тогда вы обнаружите, что время, как средство прогресса, средство достижения идеала, - это время пришло к концу. Видите ли, ум изобретает время, в течение которого он должен чего-то достичь, поэтому он никогда не бывает спокойным, тихим. Тихий ум невинен, свеж, хотя может при этом обладать тысячелетним опытом; и своего собственного существования во взаимоотношениях с миром.

Джидду Кришнамурти, "Подумайте об этом".


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Суббота, 06.04.2013, 12:37 | Сообщение # 179
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
Книга жизни (полностью)

В тебе самом — история человечества, тот огромный опыт, те глубоко укоренившиеся страхи, тревоги, та печаль, те удовольствия и убеждения, которые впитывал в себя человек на протяжении тысячелетий. Ты и есть эта книга. Она не напечатана ни одним издателем. Она не продается. Ни к одному специалисту не сможешь ты обратиться за разъяснением, потому что его собственная книга ничем не отличается от твоей. И не прочтя эту книгу внимательно, неторопливо и с терпением, ты никогда не сможешь изменить общество, в котором мы живем, — общество, которое развращено и безнравственно. Кругом царят бедность, несправедливость и множество других зол. Любого сколько-нибудь серьезного человека не может не волновать то, что происходит сейчас в мире: весь этот хаос, разложение и война — величайшее из всех преступлений. Чтобы в корне изменить наше общество и его структуру, нужно научиться читать эту книгу, которая и есть ты. Ведь все мы, наши родители, родители наших родителей и т. д. — все мы и создаем то общество, в котором живем. Это общество создано совместными усилиями всех без исключения людей, и если оно не изменится, то впереди нас ждут еще большее разложение, новые войны и дальнейшее уничтожение человеческого разума. Поэтому, чтобы прочесть эту книгу, которая и есть ты, нужно постичь искусство слушать то, что говорит эта книга. Слушать — не значит так или иначе истолковывать то, о чем говорит книга. Просто наблюдай себя, как ты наблюдал бы тучу. Ведь ты ничего не можешь поделать ни с тучей, ни с качающимися на ветру пальмовыми листьями, ни с красотой заката: ты не в силах все это изменить. Поэтому нужно постичь искусство слушать, что говорит книга. Книга эта — ты; она все тебе откроет.
Есть и другое искусство — искусство наблюдения, искусство видения. Когда ты читаешь книгу, которая и есть ты, это не значит, что вот — ты, а вот — книга. Отдельно от тебя нет ни книги, ни того, кто ее читает. Эта книга — ты.
Есть и еще одно искусство — искусство учения. Компьютер тоже может учиться: его можно запрограммировать, и он воспроизводит все то, что в него вложили. Мы же сперва узнаём что-либо на опыте, усваиваем это знание, храним его в мозгу-, после же в виде памяти возникают мысли, а затем — действия. На этих-то действиях мы и учимся. Таким образом, учение — это усвоение нового знания. Именно этим, подобно компьютеру, и занимается все время сознающий, бодрствующий разум. Опыт, знание, память, мысль, действие — вот к чему сводится постоянная наша деятельность, которую мы называем учением — учением на опыте. В этом и заключается вся история человека — постоянный вызов и ответ на этот вызов. И в этой книге — все знание человечества, которое и есть ты.
Я знаю, что ты, вероятно, очень учен, очень образован; и все же я излагаю все это очень, очень простым языком. Но слово — это не то, что оно обозначает. Пожалуйста, все время помни об этом: слово — не то, что оно обозначает. Символ никогда не является действительностью. Как я уже сказал, существует искусство видения, слушания и учения. Человек никогда не бывает свободен от известного, и поэтому наше обучение становится механическим. Искусство же учения подразумевает нечто совершенно иное. Учение — это исследование пределов знания и — движение. Теперь, с учетом этих трех процессов — слушания, наблюдения, учения — давай вместе прочтем книгу жизни. Это ты вместе со мной читаешь эту книгу, а вовсе не ж читаю твою книгу. Мы читаем книгу человечества, которая и есть ты, и я, и все остальные люди. Пожалуйста, обрати на это внимание. Если мы научимся читать эту книгу, которая и есть мы сами, то прекратятся все конфликты и весь наш тяжкий труд. Только тот разум, который научился этому, и есть разум религиозный — не верующий разум, разум, исполняющий все ритуалы, а разум свободный. Только такой разум, от начала к до конца прочитав эту книгу, получает благословение истины.
Какова же первая глава этой книги? Это твоя книга, так что же написано в этой главе? Не говоря о физическом существовании, о физическом организме со всей той тяжкой работой, которую приходится выполнить телу, со всеми его болезнями, леностью, инертностью, недостатком надлежащей пищи, надлежащего питания, — не говоря обо всем этом, каково же первое движение? Тебе, конечно, часто приходилось смотреть на себя в зеркало, причесываться, пудриться и так далее, но при этом ты ни разу не заглянул в себя. А заглянув в себя, разве не убедишься ты в том, что ты — вторичный человек? Может быть, не очень-то приятно сознавать, что ты вторичный человек. Но ведь мы все напичканы чужим знанием — тем, что сказал нам тот или иной человек, учитель или гуру; тем, что сказал Будда, тем, что сказал Христос, и т. д. Мы заполнены всем этим. Если же ты учился в школе, колледже или университете, то и там тебе тоже говорили, что делать и как думать. Поэтому, если ты поймешь, что ты вторичный человек, ты сможешь избавиться от этой вторичности разума и — взглянуть.
Пожалуйста, прочти это внимательно: самое первое наблюдение заключается в том, что мы живем в противоречии, что в нас нет порядка. Порядок — это не план или схема. Порядок — это когда все находится на своем месте. Но порядок подразумевает нечто куда более важное, чем механическая дисциплина, установленная в связи с тем или иным обычаем, или же нормальное функционирование. В этой книге, в первой ее главе, мы обнаруживаем, что ведем необычайно хаотичную, беспорядочную жизнь — хотим чего-то и отрицаем, что хотим этого; говорим одно, а делаем другое; думаем так, а поступаем иначе. Так что налицо постоянное противоречие. А где есть противоречие, там неизбежно должен возникнуть конфликт. Ты читаешь книгу, которая и есть ты сам — читаешь, что живешь беспорядочной жизнью, что ты находишься в непрерывном конфликте. Конфликт этот выливается в честолюбие, в стремление к реализации, в самоотождествление с личностью, страной, идеей и в постоянное отрешение от действительного. Итак, мы живем в беспорядке — и в политике, и в религии, и в нашей семейной жизни.
Мы должны выяснить, что такое порядок. Книга раскроет тебе это, если ты умеешь ее читать. Она говорит, что ты живешь в беспорядке. Так читай же ее, переворачивай следующую страницу. Тогда ты узнаешь, что значит жить в беспорядке. Если ты понял природу беспорядка — не умозрительно или словесно, но непосредственно, то, говорит книга, не переводи ее на язык слов, не делай из нее интеллектуальной концепции, а просто читай ее как следует. Когда ты читаешь книгу, она говорит, что противоречия твои действительно существуют и что закончатся они лишь в том случае, если ты поймешь саму природу противоречия. Противоречие возникает там, где есть разделения, например, на индусов и мусульман, евреев и арабов, коммунистов и антикоммунистов; там, где идет этот постоянный процесс разделения между разными группами буддистов, между разными группами индусов, христиан и так далее. Где разделение — там и конфликт, который и есть беспорядок. Если ты постигнешь природу беспорядка, то из этого постижения, из глубины понимания этой природы и родится порядок.
Порядок — словно естественно раскрывающийся цветок; и этот порядок, этот цветок никогда не увянет. В жизни человека всегда присутствует порядок, потому что я действительно читаю книгу, говорящую о том, что где разделение — там и конфликт.
Следующая глава говорит: пока ты действуешь по принципу "от центра к периферии", ты неизбежно будешь сталкиваться с противоречиями. Иными словами, пока твои действия эгоцентричны, эгоистичны, личностны, пока всю необъятность жизни ты сводишь к своему малому "я", ты неизбежно будешь творить беспорядок. "Я" — это мелочь, созданная стараниями мысли. Мысль внушает: "У меня есть имя, облик, психологическое строение и составленное им о себе представление" — иными словами, "я есть некто". Так что, пока существует эгоцентрическая деятельность, конфликт и беспорядок неизбежны. Но, говорит книга, не спрашивай: "Как избавиться от эгоизма?" Если ты спрашиваешь "как?", ты просишь указать тебе метод. Но, следуя этому методу, ты лишь переключишься на другой вид эгоцентрической деятельности. Это говорит тебе книга; я тебе этого не говорю. Говорящий не переводит для тебя книгу — мы вместе читаем ее. Пока ты принадлежишь к какой-либо секте, группе, религии, ты всегда можешь стать причиной конфликта. Трудно принять это сразу, поскольку все мы во что-то верим. Ты веришь в бога, а другой — нет; еще кто-то верит в Будду, другой — в Христа; ислам же говорит, что существует что-то еще и нет ничего кроме этого. Так что вера вносит разделение во взаимоотношения одного человека с другим. Но вера не нужна, если ты изучаешь лишь факты — под фактами же понимается то, что действительно происходит в твоей книге.
И тут возникает следующая проблема: как ты читаешь книгу? Отделяешь ли ты себя от нее? Когда берешь в руки роман или триллер, ты читаешь их как сторонний наблюдатель, переворачивая страницы, увлеченный захватывающим повествованием и т. д. Здесь же читатель и есть книга. Он читает ее так, словно часть себя самого; он не книгу читает. Книга также говорит, что человек живет под властью авторитетов — политических, религиозных; авторитета лидера, гуру, знающего человека, интеллектуала, философа. Он всегда приспособляется к образцу, указанному ему авторитетом. Пожалуйста, внимательно прислушайся к тому, что говорит книга: существует авторитет закона — одобряешь ты этот закон или нет, авторитет закона все-таки существует — авторитет полицейского, авторитет избранного правительства, авторитет диктатора. Мы говорим не об этом авторитете. В книге мы читаем об авторитете, которого разум ищет для того, чтобы обрести безопасность.
Разум постоянно стремится к безопасности. Книга говорит, что если ты ищешь психологической безопасности, ты неизбежно начнешь создавать авторитеты — авторитет священника, авторитет иконы, авторитет человека, который говорит: "Я просветленный, я научу тебя". Освободись от авторитетов такого рода, говорит книга, что значит — стань сам для себя светом. Не полагайся ни на кого в деле понимания жизни, понимания этой книги. Чтобы читать эту книгу, нужно, чтобы никого не было между ею и тобой — ни философов, ни священников, ни гуру, ни бога — никого. Ты — эта книга, и ты читаешь ее. Поэтому необходима свобода от авторитета другого человека, будь то даже авторитет мужа или жены. Это значит, что надо уметь оставаться в одиночестве.
Книга говорит, что ты уже обсудил, уже прочел первую главу — о беспорядке и порядке и об авторитете. Следующая глава гласит, что жизнь — это родство. Жизнь — это родство деятельное. Имеется в виду не только родство, связывающее тебя с близкими тебе людьми, но и то, что ты связан со всем человечеством. Ты такой же, как и все остальные люди, где бы они ни жили, поскольку они страдают — и ты страдаешь, и т. д. С психологической точки зрения, ты — это мир, а мир — это ты. Значит, на тебя возложена огромная ответственность. В следующей главе книги говорится: с незапамятных времен человек живет со страхом, испытывая не только страх перед природой, перед окружающей средой, перед болезнями или несчастными случаями, но и страх гораздо более глубокий — глубинные, неосознанные, неизведанные волны страха. Мы вместе дочитаем книгу до того места, где эта глава заканчивается и где написано: "Наблюдай за ним — и ты сможешь покончить с ним".
На следующей странице книга снова спрашивает: что такое страх? Как он возникает, какова его природа? Почему человек до сих пор не разрешил этой проблемы? Почему он живет со страхом? Он что, привык к нему? Он принял его как свой образ жизни? Почему человек, человеческое существо — ты — не решил этой проблемы, чтобы полностью освободить свой разум от страха? Пока существует страх, ты живешь в темноте. Из этой темноты возникает и твое поклонение, и значит, поклонение это совершенно бессмысленно.
Очень важно вчитываться дальше в природу страха. Итак, как возникает страх? Это воспоминание о прошлом — воспоминание о пережитой боли; о чем-то, что ты сделал, но чего делать не следовало; ложь, которую ты как-то сказал и не хочешь, чтобы она обнаружилась, и боишься, что она обнаружится; какой-то поступок, который развратил твой разум, и ты боишься этого развращения — или этого поступка? Или же ты можешь бояться будущего, можешь бояться потерять работу или не стать выдающимся гражданином где-нибудь на задворках своей страны. Мы испытываем бесчисленные виды страха. Люди боятся темноты, боятся общественного мнения, боятся смерти, боятся не реализоваться (независимо от того, что под этим подразумевается). Есть еще боязнь болезни; человек может испытать сильные физические страдания, страдания эти запечатлеваются в его памяти, и он боится, что они могут вернуться вновь. Поэтому книга говорит: продолжай, читай дальше. Что такое страх? Вызывает ли его мысль? Вызывает ли его время? Теперь я здоров, но когда я состарюсь, меня одолеют болезни — и я боюсь этого. Это — время. Или же мысль нашептывает: "Все что угодно может со мной случиться: я могу лишиться работы, могу ослепнуть, могу потерять жену" - и так далее. Здесь ли корень страха? — спрашивает тебя книга. Ты сам ответь; переверни страницу — и ты найдешь ответ в самом себе; не я говорю тебе это. Книга говорит, что мысль и время суть факторы страха. Она говорит, что мысль есть время.
Следующая страница спрашивает: возможно ли для человеческого разума, для тебя, читающего сейчас книгу, которая и есть ты, совершенно освободиться от страха, чтобы и дуновения страха не осталось? Она вновь говорит: не проси указать тебе метод. Метод означает повторение, систему; система же, которую ты изобретешь, не поможет разделаться со страхом, поскольку в этом случае ты будешь следовать системе, а не пытаться понять природу страха. Так что не ищи системы, а лишь пытайся понять природу страха. Книга спрашивает: что ты подразумеваешь под пониманием? Либо ты понимаешь словесную конструкцию и значение этого слова — а это не что иное, как разновидность интеллектуальной операции — либо ты прозреваешь его истину. Когда ты видишь его истину, тогда страх исчезает. Когда ты сам отчетливо поймешь, что мысль и время — факторы страха — не как словесное заявление, а как часть себя самого, как то, что находится в твоей крови, в твоем разуме, в твоем сердце — когда ты поймешь это, ты увидишь, что у страха нет больше места, что у него есть лишь время. Поскольку страх был вызван временем и мыслью. Я боюсь того, что может случиться; я боюсь одиночества. Я никогда не анализировал своего одиночества — того, что оно означает — но я боюсь его, то есть убегаю от него. Но это одиночество — моя тень; оно преследует меня. Невозможно убежать от своей тени. Так что если у тебя есть терпение для наблюдения, то есть ты не убегаешь, а наблюдаешь, вдумываешься, слушаешь, слышишь, что говорит книга, то она скажет, что время — это фактор, а не страх; значит, ты должен понять время. Если ты поймешь время, то, может быть, уйдет и твой страх.
Книга просит тебя выяснить, какова связь между временем и мыслью. Мысль — это движение от известного к известному. Это движение, в котором воспоминания о прошлом сталкиваются с настоящим, видоизменяются и продолжают дальше свое существование. Это движение от "вчера" через "сегодня" к "завтра" и есть движение времени, отмечаемое восходами и закатами. Но существует и психологическое время, то есть: "Я испытал боль; я надеюсь, что больше не испытаю ее; она вновь может прийти" — это движение прошлого через настоящее, в процессе которого прошлое видоизменяется и продолжает свое движение к будущему. Есть время, отмечаемое часами. Есть время внутреннее: "Я надеюсь стать"; ты не являешься этим, но ты надеешься; ты свиреп, но надеешься стать мягким. Ты жаден, завистлив, но с течением времени, в процессе эволюции надеешься постепенно исправиться. Итак, время — это движение от прошлого и настоящего к будущему. Мысль тоже приходит из прошлого — знание, воспоминание, движение. Так что время — это мысль.
Гораздо сложнее ответить на следующий вопрос. Чтобы дойти до этого места, тебе потребовалось терпение. Слово "терпение" я употребляю в особом смысле. Терпение означает отсутствие времени. Для нас "терпение" значит, как правило, медленно двигаться, быть терпеливым, не спешить, не реагировать быстро, быть спокойным, не волноваться, давать другому возможность выразить себя и т. д. Мы не используем слово "терпение" в этом смысле. Мы говорим, что терпение означает забвение времени с тем, чтобы можно было смотреть, наблюдать; если же ты наблюдаешь что-то во времени, значит, ты нетерпелив. Тебе нужно терпение, чтобы прочесть эту главу.
Время — фактор огромной важности в нашей жизни: я не являюсь, но я стану; я не знаю, но я узнаю; я не знаю этого языка, но я выучу его, дайте мне только время; время залечит наши раны. Время притупляет чувствительность; время разрывает связи. Время уничтожает понимание, поскольку понимание по природе своей немедленно; ведь не скажешь: "Я научусь понимать". Так что, говорит книга, в нашей жизни время играет чрезвычайно важную роль. С течением времени развился наш мозг — не твой и не мой, а человеческий мозг, человеческий разум, который и есть ты. В твоем представлении этот мозг отождествлен с твоим собственным мозгом, с твоим разумом; но это не твой разум и не твой мозг — это человеческий мозг, который развивался на протяжении миллионов лет. Ты понимаешь, что мозг, обусловленный временем, и действовать может лишь во времени. Мы же требуем от него, чтобы он делал нечто совершенно иное. Книга говорит, что твой мозг, твой разум функционирует во времени. Время сыграло важную роль в твоей жизни. Но оно не решает никаких проблем, кроме, разве, технологических. Не ищите у времени решения своих проблем — между вами и вашей женой, вами и вашей работой, и т. д. Это очень трудно понять, Пожалуйста, осмыслите это, чтобы должным образом прочесть книгу.
Итак, она спрашивает: может ли время кончиться? Если ты не положишь ему конец, то страх со всеми его последствиями будет существовать и дальше. И книга говорит: не спрашивай, как положить конец времени. В тот момент, когда ты спросишь кого-нибудь, как положить конец времени, он еще не прочтет этой книги — и даст тебе лишь какую-нибудь теорию. Интересно, понимаешь ли ты это? Это и есть истинная медитация, состоящая в том, чтобы исследовать вопрос: может ли время остановиться? Твой собеседник утверждает, что может и останавливается. Но это говорит собеседник, а не твоя книга. Собеседник говорит, что оно имеет конец. Но если ты поверил этой книжечке — значит, ты не читаешь книгу, ты просто живешь словами, а живя словами, нельзя избавиться от страха. Поэтому ты должен читать книгу времени — входить в него и исследовать природу времени, то, как ты реагируешь на время, как основаны на времени твои связи. Войди в него. Это значит, что знание есть время, Если ты используешь знание как средство, чтобы выдвинуться, ты попадаешь в силки времени, и значит, страх, беспокойство и все прочее продолжается. Исследование сущности конца времени требует безмолвного разума, разума, который свободен в своем наблюдении, не испуган, свободен в наблюдении движения времени в самом себе, в наблюдении того, в какой мере он зависит от времени. Знаешь, если кто-нибудь скажет тебе, что такой вещи, как надежда, не существует, ты ведь испугаешься, не правда ли? Ты понимаешь, о чем я говорю? Надежда — это время.
Итак, ты должен исследовать природу времени и осознать, что твой мозг, твой разум и твое сердце, которые едины, действуют во времени. Они обусловлены временем, и значит, тебе требуется нечто совершенно иное. Ты хочешь, чтобы мозг, разум действовал по-иному, а для этого нужно быть очень внимательным в своем чтении.

Джидду Кришнамурти. 9 ноября 1980 г. Коломбо, Шри-Ланка.


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
X-rayДата: Вторник, 09.04.2013, 10:34 | Сообщение # 180
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Репутация: 9
Статус: Offline
Из беседы 1 (о гуру, помощи и духовной зрелости)

СВАМИ ВЕНКАТЕШАНАНДА: Кришнаджи, я пришёл как смиренный участник беседы к гуру, не в смысле культа выдающихся людей, а в буквальном смысле того, что слово «гуру» означает, – устраняющий мрак, неведение. Слово «гу» представляет мрак неведения, а слово «ру» – устраняющий, рассеивающий. Отсюда гуру – это свет, который рассеивает мрак неведения, и для меня сейчас этот свет – вы. Мы сидим в палатке, здесь, в Саанене, слушая вас, и я не могу не представлять себе похожие сцены: например, Будда, обращающийся к Бикшу, или Васиштха, наставляющий Раму при королевском дворе Дасартхи. Мы имеем несколько примеров таких гуру в Упанишадах. Первым был Варуна, истинный гуру. Он просто подгоняет своего ученика словами: «Тапаса Брахма... Тапо Брахмети». «Что есть Брахман? – Не спрашивай меня». Тапо Брахман, тапас, строгость или дисциплина, – или, как вы часто говорите: «Выясни», – есть Брахман, и ученик сам должен открыть истину, хотя и проходя стадию за стадией. Яджнявалкья и Уддалака применяли более прямой подход. Яджнявалкья, наставляя свою жену Майтрейи, использовал метод «нети-нети» («не то, не то» – А.С.). Вы не можете описать Брахман положительно, но когда вы устраняете всё прочее, он здесь. Как вы говорили в другой раз, любовь нельзя описать – «вот это – она», – можно только устранить то, что не есть любовь. Уддалака использовал несколько аналогий, чтобы дать своим ученикам возможность увидеть истину, а затем пригвоздил её знаменитым выражением «тат твам аси» («Ты есть то» – А.С.). Дакшинамурти наставлял своих учеников молчанием и Чинмудрой. Рассказывают, что Санаткумары пришли к нему за наставлением. Дакшинамурти, оставаясь безмолвным, показал им Чинмудру, и ученики посмотрели на него и просветлились. Считается, что человек не может осознать истину без помощи гуру. Очевидно, даже те люди, которые регулярно приезжают в Саанен, получают большую помощь в своих поисках. В чём, по-вашему, роль гуру, он наставляет или пробуждает?
КРИШНАДЖИ: Сэр, если вы употребляете слово гуру в классическом смысле, то есть как рассеивающего мрак, неведение, может ли другой, каким бы он ни был, просветлённым или глупым, действительно помочь рассеять этот мрак в человеке? Предположим, «А» – в неведении, а вы его гуру – гуру в принятом смысле, – тот, кто рассеивает мрак, кто несёт ношу за другого, кто указывает, – может ли такой гуру помочь другому? Или, лучше сказать, может ли такой гуру рассеять мрак другого? – не теоретически, а на деле. Можете ли вы, если вы – гуру такого-то – такого-то, рассеять его мрак, рассеять мрак за другого? Зная, что он несчастен, в смятении, что у него недостаточно мозгов, недостаточно любви или скорби, можете вы это рассеять? Или он должен проделать огромную работу над собой? Вы можете указать ему, можете сказать: «Смотри, пройди через эту дверь», но это он должен сделать всю работу полностью, от начала и до конца. Поэтому вы не гуру в принятом смысле слова, если говорите, что другой человек не может помочь.
СВАМИДЖИ: Всё дело в этих «если» и «но». Дверь есть. Я должен пройти через неё. Но есть и это незнание того, где находится дверь. Вы, указывая на неё, устраняете это незнание.
КРИШНАДЖИ: Но войти туда должен я. Сэр, вы – гуру, и вы указали на дверь. Вы свою работу закончили.
СВАМИДЖИ: Таким образом, мрак неведения устранён.
КРИШНАДЖИ: Нет, ваша работа закончена, и теперь это моё дело – встать, пойти и посмотреть, что из этого выйдет. Я должен сделать всё это.
СВАМИДЖИ: Прекрасно.
КРИШНАДЖИ: Поэтому вы не рассеиваете мой мрак.
СВАМИДЖИ: Извините, но я не знаю, как выбраться из этой комнаты. Я не знаю, в какой стороне дверь, и гуру устраняет мрак этого незнания. И тогда я делаю необходимые шаги, чтобы выбраться.
КРИШНАДЖИ: Сэр, давайте внесём ясность. Неведение – это отсутствие понимания, или отсутствие понимания себя, – не большого «я» или маленького «я». «Я» – та дверь, через которую я должен пройти. Она не вне меня. Это не фактическая дверь, вроде этой крашеной двери. Это дверь во мне, через которую я должен пройти. Вы говорите: «Сделай это».
СВАМИДЖИ: Именно.
КРИШНАДЖИ: Ваша функция гуру на этом закончена. Вы не становитесь важным, значительным. Я не возлагаю вам на голову венки. Я сам должен сделать всю работу. Вы не рассеяли мрак неведения. Вы скорее указали мне: «Вы – дверь, через которую вы должны пройти сами».
СВАМИДЖИ: Но признаете вы, Кришнаджи, что указание это было необходимо?
КРИШНАДЖИ: Да, конечно. Я указываю, я это делаю. Мы все это делаем. Я спрашиваю человека на дороге: «Не будете ли вы добры сказать мне, какая дорога ведёт в Саанен?», и он говорит мне, но я не трачу времени на выражение поклонения: «Боже мой, вы – величайший из людей». Это слишком несерьёзно!
СВАМИДЖИ: Благодарю вас, сэр. Тесно связан с вопросом, что такое гуру, вопрос о том, что такое дисциплина, которую вы определили как то, что человек учится, узнаёт что-то. Веданта классифицирует ищущих соответственно их качествам или зрелости и предписывает подходящие методы обучения. Ученику с наиболее острым восприятием наставление даётся в молчании или с кратким пробуждающим словом, вроде «тат-твам-аси». Он называется Уттамадхикари. Ученику со средней способностью даётся более подробное объяснение; его называют Мадхьямадхикари. Тупоумного занимают историями, ритуалами и тому подобным, надеясь на достижение им большей зрелости; его называют Адхамадхикари. Может быть, вы это прокомментируете?
КРИШНАДЖИ: Да, верх, середина и низ. Из этого следует, сэр, что мы должны выяснить, что мы понимаем под зрелостью.
СВАМИДЖИ: Можно я это объясню? В другой раз вы сказали: «Весь мир пылает, вы должны осознать серьёзность этого». И это поражает меня, как удар грома, – даже лишь восприятие этой истины. Но, возможно, есть миллионы тех, кого это не беспокоит: им не интересно. Таких мы назовём Адхама, низший. Есть и другие, вроде хиппи и им подобных, которые в это играют, которые, может быть, развлекаются рассказами и говорят: «Мы несчастны» или «Мы знаем, что общество – это грязь и хаос, мы будем принимать Л.С.Д.» и так далее. И могут быть другие, которые откликаются на ту идею, что мир пылает, и это сразу же зажигает их. Мы находим их повсюду. Как с ними обращаться?
КРИШНАДЖИ: Как обращаться с людьми совершенно незрелыми, с теми, кто частично созрел, и с теми, кто считает себя зрелыми?
СВАМИДЖИ: Именно.
КРИШНАДЖИ: Для этого мы должны понять, что мы понимаем под зрелостью. Что такое, по-вашему, зрелость? Зависит ли она от возраста, от времени?
СВАМИДЖИ: Нет.
КРИШНАДЖИ: Значит, мы можем это отбросить. Время, возраст – не показатель зрелости. Далее, существует зрелость очень учёного человека, человека высоких интеллектуальных способностей.
СВАМИДЖИ: Нет, он может играть словами, поворачивая их так и эдак.
КРИШНАДЖИ: Тогда мы отбросим и это. Кого вы назвали бы зрелым, достигшим готовности человеком?
СВАМИДЖИ: Человека, способного наблюдать.
КРИШНАДЖИ: Подождите. Очевидно, что человек, который ходит в церкви, храмы, мечети, исключается; так же как интеллектуальный, религиозный и эмоциональный человек. Если мы всё это устраняем, то нам следует сказать, что зрелость состоит в том, чтобы не быть эгоцентричным – не «я» во-первых, а всё остальное во-вторых, или мои эмоции прежде всего. Таким образом, зрелость подразумевает отсутствие «я».
СВАМИДЖИ: Фрагментация – если употребить более подходящее слово.
КРИШНАДЖИ: «Я», которое создаёт фрагменты. Итак, как вы будете обращаться к такому человеку? И к человеку, который наполовину одно, наполовину другое – «я» или «не-я», играет с тем и с другим. И к тому, кто полностью «я», кто доволен самим собой? Как вы будете обращаться к этим троим?
СВАМИДЖИ: Как вам пробудить этих троих? – это проблема.
КРИШНАДЖИ: Подождите! Для человека, который полностью «я», нет никакого пробуждения. Он не заинтересован. Он не будет даже слушать вас. Он будет вас слушать, если вы ему что-нибудь обещаете, рай, ад, страх или больше выгоды в мире, больше денег; но он будет это делать, чтобы приобрести. Следовательно, человек, который желает приобрести, достичь, – не зрелый.
СВАМИДЖИ: Совершенно верно.
КРИШНАДЖИ: Будь то нирвана, рай, мокша, достижение или просветление, он – не зрелый. Что же вы будете делать с таким человеком?
СВАМИДЖИ: Рассказывать ему истории.
КРИШНАДЖИ: Нет, почему я должен рассказывать ему истории, одурачивать его ещё больше своими историями или вашими? Почему не оставить его в покое? Он не будет слушать.
СВАМИДЖИ: Это жестоко.
КРИШНАДЖИ: С чьей стороны жестоко? Он не будет вас слушать. Давайте держаться фактов. Вы приходите ко мне. Я – полностью «я». Я не озабочен ничем, кроме «я», а вы говорите: «Смотрите, вы устраиваете хаос в мире, вы приносите такое несчастье человеку», и я отвечаю: «Пожалуйста, уходите». Представьте это как вам угодно, вложите это в истории, прикройте это пилюлями, сладкими пилюлями, но он не собирается изменять «я». Если он это делает, он приходит к середине – «я» и «не-я». Это называется эволюцией. Человек, который в самом низу, достигает середины.
СВАМИДЖИ: Как?
КРИШНАДЖИ: Получая толчки и пинки. Жизнь вынуждает его, учит его. Война, ненависть – он уничтожен. Или он идёт в церковь. Церковь – ловушка для него. Она не просветляет его, не говорит ему: «Ради Бога, прорвись», но она говорит, что даст ему, что он хочет – развлечение, развлечение христианское или индуистское, или буддистское или мусульманское, или ещё какое – она даёт ему развлечение, только именем Бога. Поэтому они удерживают его на том же самом уровне с небольшими вариациями – немного больше глянца, больше культуры, лучше одежда и так далее. Вот что происходит. Этот тип, вероятно, составляет (как вы только что сказали) восемьдесят процентов мира, может быть и больше – девяносто процентов.
СВАМИДЖИ: И что вы можете сделать?
КРИШНАДЖИ: Я не буду наращивать и увеличивать это, я не буду рассказывать ему истории, я не хочу его развлекать, потому что есть и другие, которые уже развлекают его.
СВАМИДЖИ: Спасибо.
КРИШНАДЖИ: Далее, существует средний тип, «я» и «не-я», который проводит социальные реформы, немножко добра тут и там, но действует всегда «я». Социально, политически, религиозно, как угодно, действует «я», но немного более спокойно, немного более цивилизованно. С ним вы можете немного поговорить, сказать ему: «Посмотрите, социальная реформа – это на своём месте хорошо, но она вас никуда не ведёт» и тому подобное. Вы можете поговорить с ним. Возможно, он будет вас слушать. Предыдущий не станет вас слушать совсем. Этот малый вас послушает, уделит немного времени и, вероятно, скажет, что это слишком серьёзно, требует слишком много работы, и соскользнёт обратно в свой прежний способ жизни. Мы поговорим с ним и оставим его. Что он хочет делать – это ему решать. Далее, есть ещё тот, кто выходит за пределы «я», выходит из круга «я». Значит, вы можете с ним разговаривать. Он обратит на вас внимание. Таким образом, разговор происходит со всеми троими, без разделения их на тех, кто созрел, и тех, кто не созрел. Мы поговорим со всеми тремя категориями, тремя типами и предоставим это им самим.
СВАМИДЖИ: Тот, кто не интересуется, выйдет.
КРИШНАДЖИ: Он выйдет из палатки, он выйдет из комнаты. Это его дело. Он идёт в свою церковь, на футбол, на вечеринку или ещё куда-нибудь. Но в момент, когда вы говорите: «Вы незрелы, и я буду учить вас», он становится...
СВАМИДЖИ: Человеком, которому помогают подняться выше.
КРИШНАДЖИ: Здесь уже заложено ядовитое семя. Сэр, если почва подходящая, зерно пустит корни. Но говорить: «Вы зрелый» или «Вы не зрелый»: – это совершенно неправильно. Кто я такой, чтобы говорить кому-то, что он не зрелый? Это он сам должен выяснить.

Две беседы Джидду Кришнамурти со Свами Венкатешанандой.


«И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью»
Джидду Кришнамурти.
Форум » Общий раздел » Наши астроблоги » Восприятие реальности (Понимание посредством внимательного наблюдения)
Поиск: